Назначение шатуна
Шатун, одна из основных деталей КШМ, а значит и всего двигателя. Предназначение шатуна, передавать давление расширяющихся газов от поршня к коленчатому валу во время третьего такта расширения, который для простоты называют рабочим ходом, и затем наоборот, передавать движение уже от коленчатого вала обратно к поршню, для совершения 3 оставшихся тактов.
То есть шатун, есть этакий посредник между поршнем и коленчатым валом, и находится он в двигателе соответственно между ними.
Шатун представляет из себя металлический стержень с отверстиями разного диаметра на концах, называемых головками шатуна. Верхней головкой, той что поменьше, шатун крепиться к поршню с помощью поршневого пальца, который и вставляется в это отверстие. Нижней головкой, шатун крепится к шейке коленчатого вала, обхватывая её. Такой обхват возможен благодаря тому, что нижняя головка шатуна разборная. Она состоит из самого шатуна и крышки шатуна, которая крепится к шатуну снизу болтами и вместе они образуют окружность.
Дабы исключить трение, в нижнюю головку шатуна, вставляются вкладыши, такие специальные пластины из мягкого металла, выполняющие по сути роль подшипников скольжения.
Интересные моменты:
-крышка шатуна не взаимозаменяема с другими крышками, у каждого шатуна своя крышка, чтобы не перепутать, они все пронумерованы, все дело в развесовке.
-разница в весе, между шатунами всего двигателя, должна быть минимальна, вплоть до нескольких граммов, иначе это приведет к разбалансировке всего двигателя и долго такой двигатель не проработает
-изготавливаются шатуны из стали
-амплитуда движения шатуна хаотична. Шатун одновременно движется возвратно-поступательно вниз-вверх и в то же время происходит качательное движение.
Рубрики:Двигатель, Детали двигателя, Кривошипно-шатунный механизм.
Метки записи: Двигатель...