Ричард Бернс чемпион WRC 2001
Ричард Бернс, один из луших гонщиков в мире. Единственный англичанин завоевавший титул чемпиона мира и лишь второй по счету британец, добившийся такого результата. И не смотря на все его заслуги, многочисленные награды и великолепную раллийную карьеру, многие по-прежнему знают о нем лишь то, что он чемпион мира по ралли 2001 года и что его именем назван великолепный раллийный симулятор, который до сих пор является одним из лучших в мире, эталоном можно сказать. Предлагаю Вам ниже познакомиться более подробно с этим, без преувеличения сказать, легендарным человеком.
Итак. Ричард Бёрнс (Richard Burns) родился 17 января 1971 в городе Рединг, Беркшир, Великобритания. Еще будучи ребенком у него появилась большая тяга к автомобилям. Впервые он сел за руль в возрасте 8-ми лет, когда его отец Алекс доверил ему покататься возле дома, на их стареньком Triumph 2000.
Ричарда тогда еще из-за руля не было видно, но сказать, что ему понравилось, это ничего не сказать. После того первого раза, он стал постоянно приставать к отцу с просьбой дать ему автомобиль. Учитывая пристрастие сына, отец отвел маленького Ричарда в автомобильный клуб «17`s», а позже в возрасте 15 лет, Ричард с отцом посетили раллийную школу вождения, чтобы оценить уровень вождения Ричарда.
Ричарду хватило всего пару часов проведенных с инструктором, для того чтобы определиться со своим будущим. Он заявил отцу с полной уверенностью, что хочет стать профессиональным раллийным пилотом и завоевать титул чемпиона мира. С тех пор, Ричард стал участвовать в различных юношеских ралли. Выступал он неплохо и в 1989г. его приметил Дэвид Вилльямс, который поверил в талант Бернса и взял его под свою опеку, и в дальнейшем участвовал во всех важных решениях в карьере Бернса.
В общем — то благодаря именно Дэвиду Вилльямсу, мир узнал этого великолепнейшего гонщика, впоследствии ставшего чемпионом мира, которого болельщики всего мира прозвали «Львиное сердце» и «Рыжий дьявол» за его рыжую шевелюру и волю к победе. Ричард Бернс был одним из первых гонщиков новой волны, думающих, расчетливых, но в то же время способных всегда когда нужно выжать все из своего автомобиля для достижения цели. В общем-то 1989 год стал переломным в жизни Бернса.
Дэвид Вилльямс купил ему автомобиль Peugeot 205 и привел его в национальный чемпионат 205GTI. Ричард в полной мере отблагодарил Дэвида за такой подарок, став чемпионом в этой серии в 1990 и в 1991 году. Это был также хороший плацдарм для набора опыта. Тогда же в 91 году Ричард познакомился со своим штурманом Робертом Рейдом, с которым достиг всех своих наивысших результатов в автоспорте.
Имея такого многообещающего пилота, Дэвиду Вилльямсу легко далось решение попросить Ричарда заменить его в Группе N на Subaru Legacy, которую Дэвид планировал использовать для себя в Mintex National series. Когда Ричард пришел вторым в общем зачете, Дэвид оставил Ричарда выступать на этой машине всю оставшуюся часть чемпионата. Ричард должным образом оправдал ожидания, выиграв и этот Чемпионат.
В 1993 году, подающий большие надежды молодой гонщик присоединился к команде Продрайв и выиграл чемпионат Великобритании в группе А на Subaru Legacy, став самым молодым его победителем. Понятное дело. что Ричард Бернс останавливаться на достигнутом не собирался, его целью был чемпионат мира.
Следующие два года он все же провел с командой Продрайв выступая на Субару, в Азиатско-Тихоокеанском первенстве и лишь изредка появлялся на этапах чемпионата мира, надеясь, что шеф команды Продрайв Дэвид Ричард сдержит свои обещания и предоставит Бернсу полноценный сезон в WRC и возможность проявить себя в полной мере.
Прождав 2 года и поняв, что у Субару есть свои суперзвезды, и перспективы его в чемпионате мира весьма туманны, Бернс присоединился к команде Mitsubishi Ralliart, в которой с радостью приняли восходящую звезду мирового ралли из стана соперников. Контракт с Митсубиши давал возможность стартовать лишь на отдельных этапах чемпионата мира, ведь тогда главной суперзвездой был Томми Мякинен, на которого работала вся команда. Но и этого Бёрнсу хватило, чтобы показать свой огромный потенциал.
В 1997 году на сложнейшем ралли Сафари он занимает второе место, а уже через год, там же выигрывает свой первый этап WRC. И в том же году занимает первое место и в ралли RACC. С тех пор стало ясно, что упускать такого гонщика было бы глупо. И на волне того, что Митсубиши по прежнему делала ставку на Томми Мякинена, который штамповал чемпионские титулы один за другим, и понимании Бернсом того, что ему светит только роль «подносчика снарядов» для Мякинена, его с руками и ногами, взяла к себе обратно команда Субару. Благо к тому времени, в Субару произошли большие кадровые перестановки (команду покинул Колин Макрэй), и Бернс получил возможность полностью проявить себя, получив в свое распоряжение новейшую Subaru Impreza WRC, полный сезон, всю поддержку команды и опытнейшего Юху Канккунена в качестве партнера по команде, у которого можно было продолжить набираться опыта.
Ричард Бернс в 1999 году начал свои выступления за команду Продрайв Субару. Результаты не заставили себя долго ждать. Его карьера резко пошла вверх. В том же 99 году Бернс выиграл 3 ралли: в греции, в австралии и в великобритании и занял по итогам сезона второе место!
В следующем году он еще раз упорно штурмовал первенство и опять занял второе место по итогам сезона, уступив титул Маркусу Гронхольму из Пежо.
2001 год, двукратный вице-чемпион начял в роли одного из самых вероятных претендентов на титул, и получил в свое распоряжение совершенно новую Subaru Impreza WRC спецификации 2001 года. Как ни странно сезон начался для Бернса ни шатко ни валко. Победы праздновали другие пилоты. Но Бернс тогда лучше многих видимо понимал, что успех кроется в постоянстве.
К слову сказать сезон 2001 года выдался очень сложным для всех участников и богатым события. Не смотря на то, что по ходу сезона, Бернс выиграл всего одну гонку на ралли Новой Зеландии, в то время как другие гонщики выиграли гораздо больше, он чаще чем другие финишировал и зарабатывал хорошие очки, проявив свой зрелый, расчетливый, дальновидный подход к гонкам.
Заняв 1-е место в Новой Зеландии, 2-е место в Аргентине, Кипре, Финляндии и Австралии, 3-е место в Великобритании, 4- место в ралли Португалии и Франции, Бернс стал чемпионом мира на последнем этапе в Великобритании 25 ноября 2001 года. Тот последний этап Бернс начинал все еще в роли претендента на титул и большинство экспертов уже отдавали титул в руки шотландца Колина Макрэя, который захватил лидерство и был очень близок к своей цели. Но авария и сход Макрэя и Мякинена, также претендента на титул, дали возможность Бернсу не рисковать чрезмерно и ему было достаточно финишировать на 3 месте, чтобы стать чемпионом, с чем он блестяще и справился.
А победу на ралли тогда праздновал Маркус Гронхольм, который к тому времени уже не претендовал на титул. По окончании сезона разразился большой скандал из-за перехода новоиспеченного чемпиона Ричарда Бернса в команду соперников. Бернс подписал контракт с командой Пежо на два года. Оценить такой поступок конечно сложно, ведь мы не знаем всех нюансов, которые двигали тогда Бернсом, возможно ключевым фактором здесь были деньги, что конечно понять можно, все мы люди и всем нам надо кушать.
2002 год Ричард начал в качестве действующего чемпиона и гонщика команды Пежо. Таким образом в Пежо сложился крайне агрессивный состав пилотов, в лице двух чемпионов мира, двух последних лет. Каково жилось двум противоборствующим пилотам в одной команде, остается только догадываться. Но Ричард не смог отстоять свой титул. Весь 2002 год он привыкал и осваивался со своим новым автомобилем Peugeot 206 WRC и командой, не смог дать бой и отдал титул Маркусу Гронхольму.
Также в разных интервью, Бернс осторожно намекал, что ему сложно гоняться и быть частью французской команды, ввиду возможно языковых барьеров. В общем 2002 год Бернс потратил на освоение и уже в 2003 году стал самым стабильным гонщиком, не выигрывая отдельных этапов, но каждый раз финишируя на высокой позиции, благодаря чему, к последнему этапу 2003 года ралли Великобритании, Бернс был одним из претендентов на титул, при этом не выиграв ни одной гонки за сезон, и так же как в 2001 году, при удачном стечении обстоятельств имел все шансы повторить свой триумф и стать чемпионом во второй раз.
При всем, при этом, у него уже имелся новый контракт, в следующем году он должен был вернуться в Субару, в команду с которой добился своих наивысших достижений в карьере, контракт на 2004 год уже был подписан. Все могло получиться очень красиво, похоже как на возвращение блудного сына, чемпионом ушел и чемпионом вернулся. Но случилось все иначе.
Незадолго до ралли Великобритании, Бернс ехав за рулем обычного гражданского автомобиля потерял сознание. Избежать аварии помог пассажир, сидевший в машине. Им оказался Маркко Мяртин, непонятно зачем и куда ехавший вместе с Ричардом, он перехватил руль, и смог остановить автомобиль.
При обследовании, Ричарду поставили страшный диагноз. У него выявили рак мозга — злокачественную опухоль. На участии в чемпионате мира был поставлен крест. Необходимо было срочное лечение. После интенсивного курса лечения и нескольких операций, стало казаться, что болезнь отступает. Летом 2005-го года Бернс выписался из больницы. В августе он даже впервые появился на публике, посетив парад раллийных машин в британском Кастл-Комбе. Но через некоторое время Ричард «Львиное сердце» впал в кому, из которой ему уже было не суждено выйти.
Ричард Бернс скончался 25 ноября 2005 года в кругу своей семьи. По злой иронии судьбы, это произошло ровно в тот же день, в который Ричард выиграл свой титул чемпиона мира в 2001 году. Ричарду было всего 34 года. Он не был женат и не оставил после себя детей, но у него была подруга, которой не довелось стать миссис Бернс.
За свою 13-ти летнюю карьеру пилота ралли, он одержал 10 побед на этапах чемпионата мира, выступал на автомобилях Субару, Митсубиши и Пежо. Это тяжелая потеря для всего раллийного сообщества. Он навсегда останется в истории и в памяти как великий гонщик и чемпион мира. Наверно он сейчас носится в управляемом заносе, где-нибудь по задворкам райского сада с другими гонщиками ушедшими от нас. Его именем назван фонд благотворительности в поддержку исследования рака.
Видео о Ричарде Бёрнсе:
Рубрики:WRC, Гонщики раллисты.
Метки записи: WRC, Гонщики, Ралли...