Маркко Мяртин легенда ралли
Вспомним сегодня эстонскую легенду Маркко Мяртина. У себя на родине Маркко Мяртин, ни много ни мало, а национальный герой. И есть за что. Может быть, Вы уже подзабыли, а может Вы и вообще не знали, но в свое время, Маркко Мяртин был одним из главных претендентов на титул чемпиона мира по ралли.
Рассвет карьеры Мяртина пришелся как раз на то время, которое принято считать золотой порой ралли. Это было время, когда в чемпионате мира, конкуренция была на таком уровне, что в каждой гонке на победу претендовали с десяток человек и несколько команд производителей, на раллийных трассах происходили такие сражения и драмматические развязки, что весь мир сопереживал и болел за своих кумиров. Была романтика. В то прекрасное время, одним из главных действующих лиц, был наш сегодняшний герой Маркко Мяртин.
Он одержал 5 грандиозных побед на этапах чемпионата и стал бронзовым призером по итогам чемпионата 2004 года за рулем машины Ford Focus RS WRC, которую сам Маркко считает лучшим раллийным автомобилем всех времен. Давайте немного подробнее посмотрим как он пришел к таким результатам, и чем он занимается сегодня.
Маркко Мяртин родился 10 ноября в городке под названием Тарту, на юго-востоке Эстонии. Вернее тогда это была Эстонская АССР. Да да, тогда Эстония была одной из республик СССР. Маркко Мяртин был гражданином СССР, а город Тарту был очень близко с границей России, таким образом можно смело говорить, что Мяртин практически наш человек. Вероятно, даже по-русски разговаривает, но подтверждения этому у меня к сожалению нет.
Несмотря на то, что Эстония очень маленькая страна, там очень сильны раллийные традиции. Ралли в этой стране было возведенно чуть ли не в культ и было национальным видом спорта, как и в Финляндии. В то время в чемпионате Эстонии по ралли стартовало аж под 200 местных экипажей, а население страны составляло всего около миллиона. Это впечатляющий показатель. Учитывая это, неудивительно, что Маркко Мяртин стал раллийным пилотом не в первом поколении. Его отец также был пилотом ралли. И поэтому Маркко с младенчества был в этой атмосфере, знал все изнутри, и когда пришло время определяться с будущим, Маркко долго голову не ломал.
Сам он вспоминая то время, говорит, что как-будто просто знал, что нужно делать. Маркко Мяртин начал выступать в ралли в возрасте 18 лет, в 1994 году. Он не начал раньше, лишь потому, что по правилам, нельзя было выступать, не будучи совершеннолетним. Первой его гоночной машиной была Лада Самара, обычная наша восьмерка ВАЗ 2108, которую Маркко приобрел у своего дяди.
После приобретения автомобиля, Мяртин посвятил несколько месяцев, чтобы привести его в гоночное состояние. Затем понеслось. Маркко очень быстро стал выступать на серьезном уровне, закончив первый год на втором месте в своем классе. Уже на второй год участия в ралли, Маркко стал чемпионом Эстонии, на слабенькой Ладе. Затем вырученных средств хватило на то, чтобы купить Форд Эскорт группы N. Причем этот Форд был куплен и привезен из Англии, это был очень нетрадиционный шаг, для выходца из Эстонии. Но это оказалось, была очень удачная покупка. На Форде Эскорт группы N Маркко Мяртин приобрел огромнейший опыт и очень подрос как пилот, так как машина была гораздо более высокого класса, чем ВАЗ 2108.
На нем он показал ряд высоких результатов и продал, да еще и с выгодой. Продал, потому, что дальше помог случай. У одного из его приятелей, который был штурманом, была машина Тойота ST185, но не было пилота. И место пилота занял Маркко. Это впоследствии сыграло большую роль в карьере Мяртинаю. Была довольно серьезная поддержка от Тойоты в виде бесплатных автомобилей, и это позволило Мартину выступать на высоком уровне, и постепенно все чаще выступать в ралли за пределами своей страны. После Тойоты ST185 была Тойота ST205, на которых Маркко Мяртин дважды стал чемпионом Эстонии в 1997 и 1998 годах. К сожалению на одном из выездов на чемпионат мира, на ралли Португалии 1998 года, у Мяртина дотла сгорела машина. После чего он задумался о покупке новой. Выбор пал на машину класса WRC. Это также было судьбоносным решением.
Покупка была совершена, это был Форд Эскорт WRC. На нем Маркко успел выступить в нескольких ралли, после чего убедил тойотовцев в своей перспективности и получил Тойоту Короллу WRC заводской подготовки и обширную программу стартов в чемпионате мира. Огромное количество груза упало с плеч Маркко, ему оставалось лишь показать свой высокий класс. Также вместе с поддержкой и хорошим автомобилем, у Маркко появился новый штурман, англичанин Майкл Парк. Все это было в 2000 году. Результаты сразу пошли в гору. Уверенные финиши в 10-ке лучших, неизменно заставили обратить внимание заводских команд на быстрого эстонца.
Быстрее всех прибрала к себе молодого эстонца заводская команда Субару. За которую, Мяртин откатал весь 2001 год. Имея таких напарников, как Петтер Солберг и Ричард Бернс, естественно количество приобретенного опыта стало просто огромным. В тоже время результаты не совсем удовлетворяли руководство Субару.
Поэтому в 2002 году, Маркко Мяртина переманил к себе Малкольм Уилсон, руководитель заводской команды Форд. Малкольм, очень поверил в Мяртина и предоставил ему все возможные условия для профессионального роста. Таким образом, Форд подготавливал достойную смену своим звездным, но «дорогим» гонщикам, Колину Макрэю и Карлосу Сайнсу. Результаты Маркко Мяртина не заставили себя ждать. За 13 стартов в 2002 году, Маркко Мяртин заработал 20 очков и оказался на 9 месте в общем зачете по итогам сезона. Но еще более важным было то, что в том 2002 году был добыт первый в карьере подиум у Маркко Мяртина в чемпионате мира.
В 2003 году Маркко Мяртин взял на себя роль лидера заводской команды Форд, после ухода из команды Колина Макрея и Карлоса Сайнса. И надо сказать роль эта ему более чем удавалась. Маркко Мяртин на фоне своих соперников смотрелся очень сильно. Затем в том же году состоялся дебют нового автомобиля Ford Focus RS WRC 2003, на котором Маркко Мяртин, наконец открыл счет своим победам в чемпионате мира по ралли. Случилось это на ралли Акрополис, где и в предыдущие годы, Маркко показывал хорошие результаты. Затем в том же году была одержана феерическая победа на ралли Финляндии, где Маркко опередил финских пилотов на их же трассе, чем убедил всех окончательно, что является одним из сильнейших раллистов в мире и включается в борьбу за чемпионский титул. В итоге 2003 год был закончен на 5 месте в чемпионате.
В 2004 году Маркко Мяртин продолжил наращивать обороты. И смог одержать еще 3 победы. Причем Маркко оказался отличным асфальтовиком, ведь 2 из 3 побед 2004 года были одержаны на асфальте, на Корсике и Каталонии.2004 год стал лучшим в карьере Мяртина. Сезон был закончен на высоком 3 месте в общем зачете.
В 2005 году состоялся переход Маркко Мяртина из Форда, в команду Пежо. Причиной тому послужило отсутствие конкретики в дальнейших планах Форда по участию в чемпионате мира. В дальнейшем Форд принял решение продолжать участие, но Маркко Мяртин на тот момент был уже пилотом Пежо и впоследствии очень жалел о своем уходе. В Пежо, Маркко Мяртину уже не досталась роль лидера команды. Ее за собой прочно застолбил двукратный чемпион Маркус Гронхольм.
Весь 2005 год, Маркко долго привыкал к новому автомобилю. Не одерживал побед, но все же финишировал на высоких позициях и находился в турнирной таблице, также довольно высоко. Однако был удостоен критики со стороны руководства команды Пежо, которое заявляло, что Мяртин не показывает своей настоящей скорости, и больше отбывает номер. Как бы там ни было, это все ничто, по сравнению с трагедией, которая произошла на ралли Великобритании, после которой Мяртин поставил крест на своей карьере профессионального пилота ралли.
На одном из спецучастков, автомобиль Маркко Мяртина, Peugeot 307 WRC, на огромной скорости около 180 км\ч соскользнул с дороги и влетел в дерево прямо точно правой стороной. И весь удар пришелся на то место, где сидел штурман. Штурман Майкл Парк, получил травмы несовместимые с жизнью и умер прямо там, в том автомобиле. Сам Маркко Мяртин получил незначительные травмы. Эта трагедия стала шоком для всей раллийной общественности, ведь на тот момент аварий со смертельным исходом не было уже давно.
Эта авария, послужила огромному росту поиска решений по поднятию безопасности в технических видах спорта, во всем мире. Маркко Мяртин, после этой аварии, принял решение, завершить свою карьеру. Он говорил, после смерти Майкла Парка, что не Майкл был его штурманом, а он был его пилотом. После ухода из большого спорта, Маркко не завязал с миром гонок совсем. В 2006 году он пробовал свои силы в чемпионате DTC. Также он стал работать тест пилотом у заводских команд. Он тестировал и автомобили Форда и Субару, также принял самое плотное участие в создании и доводке автомобиля Mini JCW WRC. Выступал изредка в региональных ралли. Например он участвовал в ралли Эстонии в 2010 году, которое выиграл. В 2013 году принял участите в Ралли Мастер ШОУ в Москве. В Разнообразных интервью, Маркко признается, что очень скучает по участию в ралли, но возвращаться всерьез, не намерен.
Чем живет он сегодня? У них с отцом семейный бизнес, фирма по грузовым перевозкам. Также Мяртин создал свою гоночную команду Маркко Мяртин Рэйсинг и стал помогать молодым дарованиям. Так например, благодаря усилиям Маркко, сегодня в чемпионате мира по ралли участвует эстонец Отт Тянак. Маркко Мяртин женат, есть ребенок, живет в Монако.
За свою раллийную карьеру Маркко Мяртин одержал 5 побед на этапах чемпионата мира, стал бронзовым призером 2004 года, стал трехкратным чемпионом Эстонии по ралли в разных классах, принял участие в 86 ралли чемпионата мира, 18 раз поднимался на подиум (5 из них на высшей ступеньке), выиграл 101 спецучасток, был заводским гонщиком команд Субару, Форд и Пежо.
Видео с Маррко Мяртином:
Фотографии с Маркко Мятрином:
Рубрики:Гонщики раллисты, Классическое ралли.
Метки записи: Гонщики...