Франсуа Дюваль
Франсуа Дюваль еще один забытый гонщик, забытый незаслуженно и несправедливо. До недавнего времени, занимавший пост руководителя команды Ситроен Рейсинг, Ив Маттон и по сей день говорит, что Франсуа Дюваль, один из трех быстрейших гонщиков, которые когда-либо участвовали в чемпионате мира по ралли
Франсуа Дюваль (Francois Duval) родился 18 ноября 1980 года в Бельгии. Начал свою карьеру в ралли с выступлений в Бельгийском чемпионате в 1999 году. В 2001 году уже участвовал в молодежном чемпионате мира по ралли на автомобиле Ford Puma. В тот год молодежный чемпионат мира выиграл Себастьян Леб на Citroen Saxo. То есть Дюваль с Лебом, начали свою карьеру в ралли примерно в одно время.
Показав свой потенционал в 2002 году, Дюваль попал в заводскую команду Форд и стал выступать на автомобиле Форд Фокус, одновременно продолжая выступать и на Форд Пума (на котором выиграл ралли Монте-Карло). Это была, как бы своеобразная подготовка кадров со стороны руководителя команды Форд, Малкольма Уилсона. В этой подготовке кроме Франсуа Дюваля участвовал еще и Маркко Мяртин. Вместе они выступали на этапах чемпионата мира за Форд, прикрывая тылы гонщиков из основного состава. Эти двое и заменили в 2003 году, ушедших Колина Макрея и Карлоса Сайнса, став основными заводскими гонщиками и выведя на старт новый автомобиль Ford Focus RS WRC 2003.
Франсуа Дюваль оправдал доверие, оказанное Малкольмом Уилсоном и хорошо набирал очки в копилку команды, а на ралли Турции добыл свой первый подиум. Благодаря этим успехам, Франсуа остался в команде и на 2004 год.
В 2004 году Франсуа продолжил прогрессировать. Вовсю боролся за подиумы и победы. Особенно очень силен был на дорогах с асфальтовым покрытием, но и на гравийных трассах прогресс также был виден на лицо. Наверняка Дюваль добился бы очень много с командой Форд, возможно стал бы даже чемпионом в будущем, но по окончании сезона 2004 года, Франсуа Дюваль ушел из Форда в Ситроен, причиной тому послужило то, что заводская команда Форд никак не могла определиться со своим будущим, не было известно, будут ли они вообще принимать участие в чемпионате мира дальше. Франсуа Дюваль решил не рисковать своей карьерой и подписал контракт с Ситроен став заведомо вторым пилотом, так как лидером в Ситроене был естественно свежеиспеченный чемпион Себастьян Леб.
Этот шаг Франсуа, как оказалось впоследствии, стал губительным для всей его карьеры. В новой для себя команде, Дюваль стремился доказать, что он ничуть не хуже Леба. Тем более его злил тот факт, что они с Лебом карьеру начали примерно в одно и то же время, только Леб уже чемпион, а он нет, и надо это срочно менять. В итоге, вместо того чтобы привыкнуть как следует к новому для себя автомобилю Citroen Xsara WRC, Франсуа сломя голову, бросился в погоню за Лебом. В итоге, стал крушить машину за машиной, от него со скандалами уходили штурманы, боясь за свою жизнь. Терпение у руководства команды лопнуло, когда после очередной аварии, Дюваль не смотря ни на что, пытался снова завести машину и продолжить гонку, но машина загорелась и сгорела дотла.
Из-за этого, Франсуа был временно отстранен от гонок и замещен Карлосом Сайнсом, который решил помочь своей бывшей команде и согласился выступить на двух ралли, в Турции и Греции, хотя официально закончил свою раллийную карьеру в конце 2004 года.
Карлос Сайнс в двух гонках смог набрать очков больше, чем Франсуа Дюваль за полгода. Это оказалось очень болезненым уроком для Дюваля. После пропуска двух гонок Франсуа вернулся другим. Он решил умерить свою гордость и принял на себя роль второго пилота, тем более, что другого варианта у него просто и не было.
Он понял, что ему ни за что не дали бы победить Леба, пока тот находится в гонке. Яркий тому пример, ралли Германии 2005 года. Франсуа был лидером ралли и опережал Леба на 14 секунд, но затем как утверждает сам Франсуа, команда что-то сделала с его автомобилем и автомобиль просто не ехал, в итоге Леб выиграл ралли.
Дюваль получил шанс лишь на ралли Австралии, заключительном ралли сезона 2005 года. Тогда Леб, уже кстати оформивший досрочно титул чемпиона, врезался в дерево и сошел. Из-за чего у Дюваля были все карты на руках. И он победил. Эта победа стала первой и последней для Франсуа Дюваля в чемпионате мира.
Не смотря на то, что у Дюваля был двухлетний контракт с заводской командой Ситроен, после 2005 года он был уволен из команды, так как стал им просто не нужен, ведь они уходили из чемпионата на один год, для постройки новой машины. В итоге Франсуа Дюваль остался не у дел и не смог найти себе место в других заводских командах. По сути говоря, его просто кинули, ведь Леб то продолжил участвовать в ралли при поддержке Ситроен. Да и восходящая звезда, Дани Сордо участвовал несмотря ни на что, также при поддержке Ситроен.
Дюваля просто попользовали и выкинули. В 2006 году Франсуа выступал на частной основе, за рулем Шкода Фабия WRC, приняв участие в 8 ралли. В 2007 году Франсуа смог выступить уже лишь в 4 ралли. Причем на ралли Германии за рулем Citroen Xsara WRC, он до последнего, вел борьбу за победу с Себастьяном Лебом, который выступал на новейшем Ситроен С4 WRC. Таким образом Франсуа забил гол престижа в ворота Ситроен, взойдя на подиум и проиграв совсем немного Лебу, на морально и физически устаревшей Ксаре WRC. В 2008 году Дюваль смог организовать для себя старты в чемпионате мира за дочернюю команду Форда, Stobard Ford. И после сильного выступления на ралли Германии, его возвели в ранг заводского пилота на асфальтовые ралли того года. Франсуа завоевал 2 подиума.
Но это не помогло ему для дальнейшей карьеры. У Форда были свои перспективные гонщики, которых терять никто не собирался. Тем более, что Франсуа был силен по прежнему лишь на асфальте, а на гравии попадал в аварии, пытаясь произвести впечатление на потенциальных работодателей, как например в японии, где Франсуа Дюваль угодил в серьезную аварию, в которой сильно пострадал его штурман, получив переломы таза и ноги.
После этого, в чемпионат мира, Франсуа вернулся лишь один раз, на свое любимое ралли Германии, за рулем Ford Focus RS WRC 2008. Он сошел в том ралли, угодив в аварию на 14 спецучастке, сложнейшем и гигантском Panzerplatte. До аварии он шел на 5 месте. Это был его последний старт в чемпионате мира. С тех пор, Дюваль пробовал свои силы и в IRC, и в ралли-кроссе, постоянно занимаясь поиском спонсоров. Затем объявлял о своем уходе из гонок. Занимался бизнесом (продажа и ремонт подержанных автомобилей).
Сейчас же он, заручился поддержкой одного хорошего спонсора, и мы теперь имеем удовольствие хоть изредка, но наблюдать за его талантом. Франсуа Дюваль время от времени принимает участие в национальных ралли и даже ходили слухи, что он может прийти в чемпионат мира по ралли-кроссу. Но они к сожалению не оправдались. Жаль, ведь нельзя такой талант в землю зарывать и ставить на себе крест. Между прочим в 2014 году у Франсуа был настоящий шанс вернуться в большие гонки. Ив Маттон во всеуслышанье заявил, что готов дать шанс Дювалю и предлагал ему тесты за рулем Citroen DS3 WRC. Но дальнейшего хода эта история не получила. Видимо слишком сильна обида, которую нанесла заводская команда Ситроен, бельгийцу Франсуа Дювалю.
За время своего участия в чемпионате мира по ралли, Франсуа Дюваль принял участие в 84 ралли, завоевал 14 подиумов и добыл одну победу. Будем надеяться, что это не точка в карьере этого, несомненно очень талантливого гонщика.
Франсуа Дюваль:
Фотографии с Франсуа Дювалем:
Рубрики:Автоспорт, Гонщики раллисты, Классическое ралли.
Метки записи: Гонщики...