Томми Мякинен с WRC навсегда
Томми Мякинен, полное имя Томми Антеро Мякинен, финская раллийная легенда. Хотя сам себя он таким не считает. Он говорит, что просто всегда хотел побеждать. Его имя не на слуху, лишь из-за большой скромности и не любви к шумихе вокруг своего имени. Но мы то знаем кто он такой.
Он именно тот, кто отобрал, как минимум 2 чемпионских титула у знаменитого Колина Макрея, который был для Томми другом в жизни и жесточайшим противником на трассе. Он настоящий раллийный идол 90-ых годов.
Томми Мякинен четырехкратный чемпион мира по ралли, одно из главных действующих лиц мирового ралли. На его счету не один рекорд. Все свои 4 чемпионских титула Томми завоевал подряд, на своей знаменитой красно-белой Мицубиси. Как он пришел к этому? Давайте взглянем.
Томми Мякинен родился 26 июня 1964 года, в крохотной деревушке под названием Пууппола, что в 20-ти километрах от Ювяскюля. В пяти шагах от его дома, проходил спецучасток ралли «тысяча озер». Томми был самым младшим четвертым ребенком в семье. Его отец Юкка Мякинен был фермером. И все это не сулило для Томми звездного будущего. Он рос в условиях дисциплины и бесконечной работы. Он проявлял большое стремление к работе, чем очень радовал своего отца. Томми пахал и сеял. С легкостью управлялся с любой сельхозтехникой от трактора до комбайна. Томми не мог перечить отцу, но всю жизнь, с самого детства мечтал о скорости, о ралли. И взошел на раллийный олимп, только благодаря собственным силам.
Его жизнь, яркий пример того, что если чего-то хочешь, то сможешь этого добиться. Он с детства чувствовал в себе талант. У него прирожденное чутье автомобиля. Однажды он победил, на льду замерзшего озера, одного местного зазнайку, на его же автомобиле Saab. Когда пришло время для Томми определяться с будущей профессией, на семейном совете его решили отправить в фермерскую школу. Но учиться он там не смог. Затем по совету отца Томми пошел валить лес. Работа тяжелая, но прибыльная. Томми смог копить деньги, на свою мечту «ралли».
Наконец в 1985 году Томми Мякинен на собственные деньги смог купить подержанный раллийный Ford Escort RS 2000. С этим автомобилем состоялся дебют будущего чемпиона мира. Томми Мякинен начал с бешенным темпом штамповать ралли за ралли, набираясь опыта. С осени 1985 года по конец 1986 года, Томми Мякинен проехал более 20 ралли. Благодаря такому натиску и самоотверженности, к Томми присоединилось несколько ребят, помогающих готовить и ремонтировать машину. Таким образом у Томми образовалась своя небольшая команда.
Денег было катастрофически мало, использовались подержаные запчасти и покрышки, но Томми был счастлив. Большим подспорьем для Томми стало знакомство в 1986 году, с завоевавшим чемпионский титул Юхой Канккуненом.
Юха Канккунен провел совместные тесты с Томми и очень высоко оценил способности молодого фина. Это конечно прибавило уверенности Мякинену. И в дальнейшем Юха Канккунен, частенько помогал и направлял Томми Мякинена в становлении его карьеры. Юха также посоветовал Томми для развития карьеры почаще выбираться на заграничные ралли.
Томми со своей командой крепко подумали над дальнейшим планом действий. И было решено добиться победы в чемпионате Финляндии и по возможности выбираться на этапы чемпионата мира. 1987 год Томми Мякинен начал с новым автомобием Lancia Delta HF 4WD. В том же году состоялся его дебют в чемпионате мира по ралли, на родном ралли «Тысяча озер», по сегодняшнему просто ралли Финляндии.
В 1988 году Томми решил поставить на карту все и взял кредит в банке, надеясь в будущем найти хороших спонсоров. И добился все-таки своей главной на тот момент цели, стал чемпионом Финляндии в группе N на автомобиле Lancia Delta Integrale. Также в том году Томми провел несколько гонок за пределами своей родной Финляндии. Одной из этих вылазок, было ралли Великобртании, в котором до финиша Томми не добрался. Вообще сказать в Великобритании Томми Мякинену никогда не везло. Так уж повелось, что какие-то гонки гонщикам отлично удаются, а какие-то ну ни в какую.
Томми все ждал, что придут спонсоры, но их не было. И это чуть было не поставило крест, на дальнейшей карьере Мякинена. Ему приходилось самому выплачивать кредит, взятый для выступлений в гонках. Все изменилось в1989 году. Томми Мякинена взял под свой патронаж, финский бизнесмен Тимо Йоухки, который помогал талантливым гонщикам строить карьеру, беря все дела в свои руки.
Благодаря этому Томми мог больше не беспокоиться о завтрашнем дне, и полностью отдаться ралли. Специально для дальнейшей карьеры Томми, был приобретен автомобиль Mitsubishi Galant VR-4. На котором Томми Мякинену предстояло выступать в ралли ориентированных на телевидение и на привлечение интереса со стороны команд. Также в штурманы для Томми нашли ветерана Сеппо Харьяне, который в экипаже с гонщиком Тимо Салоненом становился чемпионом мира.
Опыт Сеппо Харьяне был для Мякинена на вес золота. Именно с наставлениями этого штурмана ветерана, Томми Мякинен связывает свой быстрый рост как пилота и все последующие успехи. Томми оправдал старания своего менеджера Тимо Йоухки, выиграв пару гонок в группе N и окончив чемпионат 1990 года на третьем месте в группе N. Этого оказалсь достаточно, чтобы у Мякинена появился контракт с Маздой.
Томми Мякинен, хоть и не надолго, но стал заводским пилотом на автомобиле Mazda 323. Об этом автомобиле Мякинен до сих пор отзывается с теплотой, считая его отличным автомобилем с отменной управляемостью и подвеской. Мазда ушла из ралли. Томми успел принять участие, в ранге заводского пилота, в двух ралли за рулем этого автомобиля на ралли «Тысяча озер» и ралли “RAC”.
В 1992 году Тимо Йоухки смог заключить, для своего протеже, контракт с командой Ниссан. Томми Мякинен стал управлять автомобилем Nissan Pulsar GTI-R. Автомобиль был вполне перспективным, но у команды не хватило терпения и средств на доводку и по окончанию сезона, они тоже покинули ралли. В 1993 году Томми Мякинен остался не у дел. Он чувствовал, что находится на одном уровне с лучшими гонщиками мира, но показать этого не мог.
Пришлось снова сесть за руль старой доброй Lancia Delta HF Integrale. В 1994 Ему пришлось сделать шаг назад и перейти в формулу 2 и пилотировать переднеприводную машину Nissan Sunny GTI. Томми совсем было разочаровался и по признаниям его близких, был почти готов бросить ралли и вернуться на свою прежнюю работу. Но судьба предоставила ему великолепный шанс. Томми Мякинен воспользовался им сполна.
Шанс предоставила команда Форд, которой нужен был пилот взамен не принимающего участие Мики Биазиона, на ралли “Тысяча озер”. Форд посадила Томми за руль своего Ford Escort RS Cosworth, на котором Томми добыл свою первую победу на этапах чемпионата мира, опередив и Карлоса Сайнса и Юху Канккунена и Дидье Ориоля, которые боролись за титул чемпиона.
Ford Escort RS Cosworth показался Томми Мякинену самым необыкновенным автомобилем, на котором он когда-либо принимал участие. Томми вспоминает, что этот автомобиль был потрясающе сбалансирован и хорошо тормозил. Благодаря этому ошеломляющему успеху с Томми сразу же заключила контракт Мицубиси, которая только-только разворачивала свою программу с автомобилем Mitsubishi Lancer Evo II. Так появился на свет один из лучших раллийных тандемов за всю историю, Мицубиси и Томми Мякинен.
В 1995 году к команде присоединился швед Кеннет Эрикссон, которому команда отдавала явно большее предпочтение, чем Мякинену, несмотря на то, что Мякинен снова победил на ралли «Тысяча озер» и долгое время лидировал на ралли Великобритании до аварии. Сам Томми заявляет, что в команде Мицубиси никто никогда не делился на первого и второго. Сезон 1995 года Томми Мякинен закончил на 5 месте. Все изменилось в 1996 году. Кеннет Эрикссон неожиданно ушел в Субару и на смену ему пришел талантливый, но еще слишком молодой Ричард Бернс.
Для Томми 1996 год стал годом ошеломляющего успеха. В тот год Томми Мякинен с новым автомобилем Mitsubishi Lancer Evo III, досрочно за два этапа до окончания чемпионата, осуществил свою мечту, стал чемпионом мира по ралли в категории WRC, одержав за сезон 5 побед. Вторым в том году стал сильно проведший концовку сезона шотландец Колин Макрэй. Это был лишь первый из четырех подряд титулов Томми.
В 1997 Томми развил свой успех и снова стал чемпионом мира. Правда победа досталась фину уже не так легко. Сменился штурман, теперь в правом кресле от Томми сидел Ристо Маннисенмяки. Чемпионат мира претерпел большие изменения. Увеличилось количество этапов с 9 до 14, что заставляло гонщиков применять немного иную тактику, нежели раньше. Теперь главным козырем была стабильность, что Томми Мякинен и доказал. В сезоне 1997 года Томми одержал 4 победы, что на одну меньше чем у Колина Макрея (5 побед), но все равно стал чемпионом, благодаря перевесу по очкам. На последнем ралли сезона, на ралли Великобритании, Мякинену требовалось лишь одно очко, чтобы завоевать титул, что Томми и сделал. Он осторожно провел гонку, завершив ее на 6 месте, чем гарантировал себе титул. Выиграл ту гонку Колин Макрей с перевесом над Мякиненом в 7 минут!, и снова стал вторым по итогам сезона.
1998 год был еще более сложным для Томми. Томми в 3 раз подряд стал чемпионом, но благодаря одной из самых трагичных развязок сезона, а именно отказа двигателя на последнем допе, у испанца Карлоса Сайнса, который уже почти держал в руках титул. За сезон Томми одержал 5 побед, но и сошел тоже 5 раз, благодаря чему Карлос Сайнс лишь двумя победами за сезон, но за счет большей стабильности, смог претендовать на чемпионство. Перед последней гонкой сезона Мякинен имел перевес над Сайнсом лишь в 2 очка, поэтому Сайнс имел все шансы на титул. Тем более, что на второй день гонки Мякинен сошел из-за проблем с автомобилем и практически отдал титул. Мякинен уже собирался домой, когда узнал о сходе Сайнса и о том, что стал чемпионом в третий раз.
1999 год был полегче. Томми завоевал свой последний титул досрочно до ралли Великобритании. В том году Томми был самым стабильным в отличие от всех остальных. Добыл 4 победы за сезон, даже не смотря на то, что его автомобиль Mitsubishi Lancer Evo VI теоретически уступал новейшим автомобилям категории WRC. Все соперники мечтали подвинуть с раллийного олимпа, порядком поднадоевшего со своими титулами Мякинена, но ни у кого не получилось. Мякинен стал чемпионом. Вторым стал вернувшийся в Субару англичанин Ричард Бернс. В 2000 году героическая серия из четырех подряд титулов прекратилась. Автомобиль безнадежно устаревал, новой версии Mitsubishi Lancer Evo команда не создавала, так как начала запоздалую работу над созданием автомобиля WRC. Томми Мякинен смог одержать лишь одну победу и не смог полноценно противостоять набиравшим силу Пежо, Форду, Субару с их Ворлд Ралли Карами. Сезон 2000 года Мякинен закончил лишь на 5 месте.
Сезон 2001 года снова подарил Томми надежду на 5 чемпионский титул. Он каким-то немыслимым образом смог одержать 3 победы на устаревшем автомобиле. Но сначала из-за сильной аварии на ралли Тур Де Корс, у Томми сменился штурман. Ристо Маннисенмяки был вынужден прекратить свою карьеру из-за той аварии. Его место ненадолго занял Тимо Хантунен, а затем в конце сезона место штурмана занял Кай Линдстрем, с которым Томми впоследствии и проездил до конца своей карьеры. Также к концу сезона 2001 года подоспела долгожданная Mitsubishi Lancer WRC, которая оказалась слишком сырой, чтобы дать Томми завоевать титул. Все усилия Томми пошли даром, из-за технических проблем, Томми закончил сезон на 3 месте.Чемпионом стал Ричард Бернс на Субару.
В 2002 году Томми Мякинен решил отдать честь, доводить до ума совершенно сырую Mitsubishi Lancer WRC в руки менее именитых пилотов и перешел в команду Субару, подписав с ней контракт на 2 года. С новой командой и на новом для себя автомобиле Томми грандиозно выиграл ралли Монте-Карло. Как оказалось, эта победа, 24 в его карьере, стала последней. Дальше карьера Томми пошла на закат. Он был все также быстр, но все больше ошибался и подводила техника.
В 2003 году складывалась картина, что Томми Мякинен уже решил покинуть гонки, и лишь отрабатывал контракт, который действовал до конца 2003 года. На протяжении сезона титулованный Томми Мякинен выглядел весьма бледно на фоне своего напарника по команде норвежца Петтера Солберга. Откровенно просто отбывал свой номер. Хотя сам он говорит, что старался изо всех сил, но подводили ошибки и сыроватость новой версии Subaru Impreza WRC.
Ходили слухи, что Томми может вернуться обратно в Мицубиси. Но все слухи развеял сам Мякинен. Незадолго до финиша сезона Мякинен объявил о своем уходе из WRC. Объяснив это тем, что добился в ралли всего, чего хотел, что 20 лет посвятил ралли, пора-бы и семьей заняться, тем более,что родился второй сын, да и устал просто, сполна утолил свою жажду скорости. Свою последнюю гонку в карьере, ралли Великобритании, Томми Мякинен считает одной из лучших своих гонок. На протяжении все гонки, от старта до финиша Томми рубился со своим давним другом и соперником Колином Макреем (который так же покинул WRC по окончанию сезона) и все-таки сумел одержать верх. Томми закончил свою последнюю гонку на 3 месте вслед за сражавшимися за титул Себастьяном Лебом и Петтером Солбергом, чем поставил жирную точку в своей карьере.
Примечательно, что после своего ухода из гонок Томми Мякинен больше даже не пытался принимать участия в каких-либо крупных соревнованиях. Ведь как мы знаем, многие гонщики после ухода на пенсию, не могут уйти совсем и все равно иногда садятся за руль, чтобы снова испытать этот драйв. А Мякинен сказал-сделал и ушел на совсем. После ухода из больших гонок. Томми организовал свою компанию Tommi Makinen Racing, которая занималась постройкой отличных раллийных автомобилей группы N. Всегда стремящийся побеждать легендарный Томми Мякинен стремился делать лучшие раллийные автомобили в мире в категории N. Так же при компании Томми организовал свою школу раллийного мастерства. В которой каждый желающий, заплатив естественно деньги, мог взять несколько уроков у самого чемпиона. Некоторые нынешние раллийные звезды прибегали к таким услугам Томми Мякинена. Тьери Невилль например.
Затем круговерть судьбы решила вновь встряхнуть старину Томми и ему пришлось отложить в сторонку планы о спокойной тихой жизни. Ему и его компании строящей раллийные автомобили, предложили встать у истоков возвращения в WRC легендарной в прошлом, заводской команды Тойота и создать для нее чемпионский автомобиль. Что в общем-то и было сделано. Сначала, шло все ни шатко ни валко и весь мир шептался, что ничего у Мякинена не выйдет, слишком все медленно продвигается. Но свой характер Томми Мякинен демонстрировал много раз на раллийных трассах и сделал это снова. Он сколотил отличную команду, стал ее руководителем и конечно в огромной степени приложился к созданию Toyota Yaris WRC, помог его огромный опыт и понимание того, как должен ездить чемпионский автомобиль. Результат всем хорошо известен. Команда Toyota Gazoo Racing стала чемпионом мира среди производителей уже на второй год своего участия в 2018 году, а в 2019 году, за рулем именно этого автомобиля, чемпионом мира среди пилотов стал эстонец Отт Тянак.
На сегодняшний день команда Томми Мякинена очень сильна и имеет все шансы завоевать титулы в обоих зачетах уже в этом году, потому что у них без сомнения чемпионский автомобиль и сильнейший состав пилотов, который уже успел доказать свою эффективность.
Не знаю, много ли людей заметило очень любопытный факт. Почти вся раллийная история жизни Томми Мякинена связана с японскими автомобилями. Мазда, Ниссан, Мицубиши, Субару, Тойота. Интересно правда ведь. Прямо как настоящий раллийный самурай. Вот уж точно с WRC навсегда.
За свою карьеру Томми Мякинен завоевал 4 титула чемпиона мира по ралли, одержал 24 победы на этапах чемпионата мира по ралли в категории WRC, стартовал на 139 ралли в чемпионате, 45 раз поднимался на подиум, выступал за команды Ниссан, Субару, Мицубиси, Форд, Мазда.
Еще больше фото здесь
Рубрики:WRC, Автоспорт, Гонщики раллисты, Классическое ралли.
Метки записи: WRC, Гонщики, Ралли...