Харри Рованпера быстрый но слишком осторожный
Харри Рованпера родился 8 апреля 1966 года, в раллийной столице мира, в финском городе Ювяскюля. И благодаря этому нюансу, становится понятно, откуда у Харри проснулась любовь к автомобилям и раллийным гонкам.
Впервые управлять автомобилем, юный Харри Рованпера, попробовал довольно рано, в 10-летнем возрасте. Несмотря на это, заниматься ралли он начал поздно, в возрасте 22 лет в 1989 году.
На протяжении 6 лет, Харри Рованпера набирался опыта, выступая в ралли исключительно у себя на родине, в Финляндии, до тех пор пока наконец в 1995 году не добился звания чемпиона Финляндии по ралли, на автомобиле Opel Astra GSi 16V. После достижения этого пункта в карьере, нужно было развиваться дальше и Рованпера дебютировал на международной арене.
Недолго думая, для дальнейшей карьеры он выбрал Британский чемпионат по ралли. Оно и понятно, ведь чемпионат Великобритании очень популярен и огромное количество знаменитых пилотов развивали свою карьеру именно здесь, на сырых, грязных, туманных дорогах Великобритании. Да и вообще Великобритания славится очень старыми раллийными традициями и это серьезное испытание для настоящего гонщика.
Итак, Харри Рованпера дебютировал на чемпионате Великобритании в 1996 году и принял участие в нескольких ралли и даже на одном из них, на Perth Scottish Rally победил. Этого оказалось достаточно, чтобы обратить на себя внимание заводской команды Сеат, да так, что испанцы заключили с Рованперой многолетнее сотрудничество.
На протяжении 5 лет с 1996 по включительно 2000 год, Харри Рованпера являлся заводским пилотом команды Сеат. За это время, в течении 3 сезонов, он выступал на автомобиле SEAT Ibiza GTi 16V, выступая в формуле 2 (двухлитровые, моноприводные автомобили без турбонаддува) и становился в 1997 и 1998 годах чемпионом мира в этом классе. А команда Сеат, становилась чемпионом мира среди производителей.
В 1998 году состоялся дебют Харри Рованперы в категории WRC. Он стал первым, кто вывел на трассу совершенно новую разработку Сеата, SEAT Cordoba WRC. Случилось это на ралли Финляндии. Весь 1999 год Харри Рованпера провел выступая в высшей категории раллийных автомобилей в WRC, на Сеате Кордоба. И если в чемпионате моноприводных автомобилей, Сеату не было равных, то переход в WRC не оправдал себя.
Автомобиль оказался капризным, не надежным и в целом не достаточно конкурентноспособным, по сравнению с другими командами. Не смотря на это, Харри смог несколько раз финишировать в очковой зоне, а на завершающем 1999 год, ралли Великобритании, вообще завоевал подиум.
Как бы там ни было, в 2000 году Харри Рованпера расстался с Сеатом после двух ралли и предпочел неконкурентноспособной машине, вольное плавание. Он пару раз выступил на автомобиле Toyota Corolla WRC за частную команду и показал неплохие результаты, добыл очередной подиум. Этот результат убедил команду Пежо, взять к себе Рованперу. В то время Пежо старались собрать лучших пилотов мира под своими знаменами. Тем более, что бюджет им это позволял.
Внутри команды Пежо, гонщиков делили на специалистов по какому-либо типу покрытия дорожного полотна и отправляли их на ралли с учетом их навыков. Рованпера уже показал себя, как специалист по гравийным и снежным ралли, такого человека как раз таки и искали в Пежо, так как у них был постоянный пилот Маркус Гронхольм и асфальтовые асы Жиль Паницци и Франсуа Дэлекур, а гравийного мастера на роль второго пилота, у них не было как такового.
Харри Рованпера, поразил всех, когда в первой же гонке за французскую команду Пежо и на новом для себя автомобиле Peugeot 206 WRC, выиграл ралли Швеции 2001 года. Эта победа, к сожалению впоследствии оказалась первой и последней в карьере Харри Рованперы.
Но тогда Харри Рованпера мгновенно ворвался в когорту сильнейших раллистов мира. За сезон WRC 2001, Рованпера показал еще ряд сильных результатов, добыв 4 подиума и закончив сезон на 5 строчке личного зачета, не так уж много проиграв даже Ричарду Бернсу, который стал чемпионом.
Такой результат, побудил руководство Пежо, дать возможность Харри Рованпере проехать полный сезон. Но это себя не оправдало. Результаты начали падать. А асфальтовые ралли вообще были для Рованперы сплошным мучением, это был не его конек. Сезон 2002 года Харри завершил на 7 месте.
Сезон 2003 года, вообще оказался провальным. За сезон был лишь один приличный результат, это 2 место на ралли Кипра. Все остальные ралли сложились очень плохо. И в конце года Харри Рованпера был уволен из команды.
Однако в 2004 году Рованпере снова дали шанс показать себя и взяли его назад Он проехал почти полный сезон на новейшем автомобиле Peugeot 307 WRC. Машина оказалась сырой и принесла много головной боли не только Харри Рованпере, но и его более именитому напарнику по команде, двукратному чемпиону мира Маркусу Гронхольму. Все же Харри Рованпера смог показать неплохие результаты и закончил сезон на 8 месте.
По окончании 2004 года Харри Рованпера заключил контракт с заводской командой Мицубиси на 2005 год. Ему отводилась роль лидера команды и возможность проехать все гонки сезона. Сезон был проведен в принципе неплохо, но в стиле Харри Рованперы. Он выступил в 16 ралли, в 14 добрался до финиша, в 10-ти из них добыл очки, а на заключительном ралли Австралии вообще смог финишировать на подиуме, ведя борьбу за победу с Франсуа Дювалем из Ситроена. Сезон закончен на 7 месте общего зачета. По окончании 2005 года, в Мицубиси объявили о том, что они уходят из ралли и Харри Рованпера остался без дела.
В 2006 году, пропустив начло сезона, Харри Рованпера все же смог вернуться в чемпионат мира по ралли, с получастной коммандой Red Bull Scoda Rally Team, которая использовала автомобили бывшей заводской команды Шкода, тоже ушедшей из ралли по окончании 2005 года. Харри проехал 6 ралли на автомобиле Scoda Fabia WRC, но не смог заработать ни одного очка и в итоге совсем ушел из классического ралли.
В 2007 году Харри Рованпера пробовал себя в ралли-кроссе. Затем переключился на ралли-рейды. И выступал на автомобиле Мицубиси Паджеро в одной команде с еще одним бывшим профессиональным заводским пилотом ралли, Тони Гардемайстером. В настоящий момент Харри Рованпера занимается обучением и продвижением карьеры своего сына Кале Рованперы, в надежде вырастить из него будущего чемпиона мира, а также ищет для себя новые спортивные вызовы.
За время своего участия в чемпионате мира по ралли, в его высшей категории, Харри Рованпера принял участе в 111 ралли, 15 раз поднимался на подиум и выиграл один единственный раз, на ралли Швеции 2001 года. Так же он является чемпионом Финляндии по ралли 1995 года и двукратным чемпионом мира по ралли в категории F2.
Больше фотографий с Харри Рованперой здесь!
Видео с Харри Рованперой:
Рубрики:Гонщики раллисты.
Метки записи: WRC, Гонщики...