Бьорн Вальдегорд — первый раллийный чемпион
Сегодня хочу напомнить вам об одном из величайших раллийных пилотов, о Бьорне Вальдегорде.
Почему Величайший? Ну, во-первых потому, что Бьорн Вальдегорд первый в истории чемпион мира по ралли. Вы это помните? Не стоит это забывать. Это конечно не единственная причина, позволяющая применять к этому человеку столь громкое прозвище.
Давайте познакомимся получше с первым чемпионом мира по ралли. Тем более, что Бьорна Вальдегорда, уже к сожалению нет с нами. Он скончался 29 августа 2014 года на 71 году жизни из-за рака.
Бьорн Вальдегорд родился 12 ноября 1943 года в Швеции. И уже в 5 лет знал, чем хочет заниматься, когда ему разрешили посидеть за рулем. Его родители были фермерами, но чем могли, тем помогали увлечению сына. Бьорн, вместе со своим отцом, латали и переделывали старенький фольксваген, чтобы была возможность учиться и набираться опыта управления на полях недалеко от дома. Взамен на щедрость родителей, юный Бьорн всеми силами старался помогать своей семье. И во время посева и уборки урожая, сам садился за рычаги трактора и сутками не уходил с полей.
На первое свое ралли Бьорн Вальдегорд вышел, когда ему было 19 лет. И спустя 5 лет участия в национальных небольших соревнованиях, ему улыбнулась удача. Его заметила и пригласила к себе команда порше. Бьорн Валдегорд получил в свое распоряжение Порше 911Т, современнейшую раллийную машину того времени.
И сразу же Бьорн громко заявил о себе на всю европу, выиграв труднейшее зимнее ралли Швеции. Одним махом он ворвался в раллийную элиту и больше оттуда не уходил. За время сотрудничества с командой порше, Бьорн Вальдегорд 3 раза выиграл ралли Швеции и 2 раза выиграл ралли Монте-Карло. Но после того как Порше закрыли свою раллийную программу, в карьере Бьорна наступила черная полоса.
Долгих 4 года, швед Бьорн Вальдегорд не мог добыть ни единой победы. Он менял команду за командой. Его уже было почти списали со счетов, когда непоколебимая вера Бьорна в самого себя не принесла плоды. В 1975 году, ему выпала возможность выступать под знаменами заводской раллийной команды Лянча. Его оружием стал лучший раллийный автомобиль того времени Лянча Стратос. То время даже в шутку называли “Стратосфера”, настолько эти автомобили были непобедимы. Конечно Бьорн воспользовался этой возможностью сполна. Выиграл 3 ралли. Но по правде говоря, мог выиграть гораздо больше. А все дело в том, что при всем таланте, Бьорну не суждено было стать в этой команде первым номером, так как Лянча, команда итальянская, и у них был свой пилот Сандро Мунари, которому при любом раскладе оказывалось больше поддержки и все вытекающие отсюда привилегии. И неудивительно, что даже у суперспокойного и молчаливого Бьорна Вальдегорда хватило терпения только на 2 года.
Через 2 года, ввиду непримиримых разногласий с руководством команды, Бьорн Вальдегорд покинул Лянчу и перешел в начале 1977 года, в команду Форд. После этого перехода, многие за глаза, снова начали ставить крест на карьере шведа. Но Бьорн опять всех «сделал». За три года проведенные в форде, Бьорн одержал 5 побед и что самое главное, в 1979 году он стал первым в истории чемпионом мира по ралли, так как в том году, впервые был организован чемпионат среди пилотов, до этого был чемпионат только среди производителей, а для пилотов в качестве утешения разыгрывался кубок ралли. Чемпионский титул был добыт в жесточайшей борьбе с фином Ханну Микколой.
Интересно, что сам Бьорн не придавал большого значения своему титулу и даже не помнил, что ему FIA прислала по почте, в качестве приза. Вообще если взять всю карьеру Бьорна Вальдегорда, которая насчитывает более 4 десятков лет, то возникает ощущение, что победа для него, была не самым главным, он просто обожал, то, что он делает и даже не смотря на то, что он ненавидел путешествия, в раллийных соревнованиях, находил что-то, что заставляло его мотаться по свету.
Это же что-то побудило его перейти в команду Тойота в 1981 году, несмотря на то, что это был заведомо проигрышный вариант, так как на сцену уже вот-вот должны были выйти полноприводные турбомонстры будущего. Это еще раз подтверждает то, что не за победами он гнался больше, а за участием.
С тойотой, так и провел Бьорн всю оставшуюся часть своей карьеры профессионального раллийного пилота, которую завершил он в 1992 году. И даже не смотря на то, что тойота безнадежно уступала автомобилям группы Б (Ауди, Пежо, Лянче) Бьорн Вальдегорд все равно умудрился одержать 6 побед, на марафонских гонках, где на первое место выходила не мощность автомобиля, а опыт и знание местных трасс, а этого у Бьорна было в достатке. Марафоны это был конек Бьорна Вальдегорда, он их просто обожал.
Даже после того, как закончил свою карьеру, он неизменно из года в год принимал участие в гонках на африканском континенте. А ралли Сафари было одно из его самых любимых. До сих пор, среди местных жителей ходят легенды об этом русоволосом шведском охотнике. Так его прозвали. В африке его до сих помнят и почитают как местного героя, хотя родом он из северной швеции. Говорили, что Бьорн мог даже в пустыне найти бутылку воды, до такой степени он был знатоком местной фауны и трасс.
Свою последнюю победу он одержал на ралли Кении в 2012 году, когда ему было уже 68 лет! Конечно гонки в африке уже давно не являютя этапами чемпионата мира. Но для Бьорна это не имело никакого значения. Он всегда считал их легендарными. Жил Бьорн Вальдегорд к северу от Стокгольма, в своей родной швеции. Управлял собственной фермой, как когда-то его родители. Был женат, имел троих детей. С момента основания чемпионата мира по ралли, Бьорн принял участие в 95 ралли, входящих в чемпионат, 16 из которых выиграл. В 1979 году стал самым первым чемпионом мира по ралли в истории. Был гонщиком команд: Форд, Порше, Мерседес, Лянча, Тойота, Фиат, Опель, Ситроен. 17 раз принимал участие в легендарном ралли Сафари, и 4 раза из них приехал на финиш первым.
Бьорн Вальдегорд навсегда вписал себя в историю мирового автоспорта и увековечил свое имя на многие и многие поколения вперед. Давайте будем помнить и чтить тех, чьими руками вершилась история автомобильного спорта.
Фотографии с Бьорном Вальдегардом
Рубрики:Гонщики раллисты.
Метки записи: WRC, Гонщики, Ралли...